по телефону
прием граждан
Главная
Новости
В Правительстве области
В Областной Думе
Репортаж
Вопрос - Ответ
Экономика
Сельское хозяйство
Общество
Образование
Медицина
Культура
Спорт
Правопорядок
Земляки
К Дню Победы!
Колонка обозревателя
Экология
Фотографии
Агропромышленный комплекс
В центре событий
Политинформация
Гость недели
Персона
Мир губернии
Находки репортеров
Социальный ракурс
Скажите, пожалуйста
Мир молодежи
Мир здоровья
Рыбный четверг
Мир охоты
Своя колея
Вопрос недели
Мир семьи
С верой в душе
Под крылом аиста
Живу в Кургане
«Ваш Старый Ферзь»
Неслучайные встречи
Криминальный очерк
Се ля ви
Потребитель
Израильский цикл
Скатерть-самобранка
Женский форум
Уроки Гагарина
Благодарность избирателям
Философия каратэ
Мы русские – какой восторг!
Генерал дальнего действия
Самоделкин на пенсии
Заводы ищут специалистов
Ниже ватерлинии…
Поздравления
Поэт – «Новому миру»
Сдай кровь – спаси жизнь
Меняем ветхое жильё на новое
Герой нашего времени
Недетские проблемы
Далматовский монастырь
Визитная карточка
Расценки и предложения
Командировки
Наши подписчики
"Мой прекрасный выпускной"
Газета в жизни моей
История успеха
Конкурс частушек
Наш классный класс
Расценки на рекламу
Контактная информация
Подписка
Наша редакция
Наш баннер
Ссылки
Об эстафете
Компания ЭКОМИР Домострой
Теплица вне закона
В минувшем году из 277 осужденных за наркопреступления условные наказания получили  110 человек, остальные были приговорены к реальным срокам лишения свободы, самые большие из которых  –  15 и 16 лет.
Завершают список осужденных в 2010 году фамилии Перестюк, Тутынин, Михуткин. Ранее пресс-служба УФСКН сообщала о фактах их задержания.
 

Верим, что вновь засияют купола!

Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 
Автор: Екатерина Кремлёва, с. Лисье Лебяжьевского района   
04.09.2008

ImageНужна литература по краеведению

Последнее время газета «Новый мир» в цикле публикаций «Курганские храмы от А до Я» знакомит своих читателей с историей церквей нашей области. Оказывается, их немало. Раньше выходили книги «История родного края», «Очерки по Курганской области». Это хорошо. А сейчас? Почему бы не переиздать их, собрав воедино весь материал?
Нынче мои внуки принимали участие в районной и областной олимпиадах по краеведению. Но в нашей библиотеке вся краеведческая литература старая. А какой богатейший материал был собран благотворительным фондом «Ма-ма» в ходе проведения большой семейной викторины «Семья моя – Зауралье»! Я прочитала только две работы, отмеченные как лучшие. Это что-то удивительное. Почему бы не издать их, не распространить по школам, библиотекам? Родители и учителя только спасибо скажут. Может, я не права и такие брошюры уже изданы, но до глубинки не дошли? Тогда прошу прощения. У нас с мужем 13 внуков и 5 правнуков, для каждого мы бы с удовольствием купили такие книги на свои пенсии.

 «Церковь – есть общение святых…»

Ну, это всё прелюдия. Вообще-то я хочу рассказать о церкви, что находится у нас в селе. «Церковь, понимаемая на основании Священного Писания, – есть общение святых, т.е. таких лиц, которые соединены на основании божеского избрания и призвания к вере в Бога через И. Христа к соответственному сей вере богопочтению». (Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза, И. Ефрона).
23 апреля 1889 года на соединённом сходе в церкви Марии Магдалины села Кривинского была принята доверенность от крестьян деревень Лисьей, Баксаров, Требушиной и Забочной Его Преосвященству Авраамию, епископу Тобольскому и Сибирскому, о разрешении строительства отдельной церкви в селе Лисьем, «дабы образовать свой независимый приход, т.е. не приписной».
Причины, которые были изложены в доверенности, заключались в следующем. Во-первых: «Церковь в с. Кривинском по объёму чрезвычайно мала, приход состоит из 15 деревень, и поэтому исполнение треб для священника довольно обременительно. Во-вторых: «Ввиду отдалённости от церкви (Лисье в 9 верстах – лиц мужского пола 594 души, Требушиная в 15 верстах – жителей мужского пола 288 душ, Забочное в 16 верстах, жителей мужского пола 150 душ, Баксары в 18 верстах – жителей мужского пола 394 души). Все переносят затруднения в ненастную погоду, во время страды».
И вот 16 сентября 1889 г. состоялся в деревне Лисьей сельский сход, на котором обсуждался вопрос о строительстве церкви, причём каменной. Было принято решение отвести удобное место, постройка церкви должна производиться на собственные средства и «по раскладу душ». Такие же решения были приняты на сельских сходах остальных деревень.
Что из себя будет представлять новый приход? Ответ на этот вопрос мы находим в первоисточнике: «Новый наш предположительный приход будет состоять из 1516 душ (только мужского пола), для постройки церкви имеется наличными сумма в 1785 рублей, которая хранится по обществам, к тому же предполагается сбор жителями по 3 руб. с каждой души, что составит 4548 рублей».
Доверенными лицами этих деревень избрали отставного рядового Никиту Зайцева и крестьянина Леонтия Гаврилова, которые представили на разрешение епархиального начальства свой приговор,
где были записаны причины построения церкви в ранее перечисленных деревнях. И вот 14–21 августа 1890 года постановлением консистории и Его Преосвященством была разрешена постройка в Лисьей на собственные средства крестьян четырёх деревень церкви во имя Святого начинания Троицы, утверждённая строительным начальством. В должности строителя каменной церкви от общества четырех деревень избрали Никиту Корниловича Пшеничникова, а его помощником – отставного унтер-офицера Косьму Дмитриевича Леонова, для сбора денег от пожертвований на год был избран отставной солдат Гаврила Федосеевич Фёдоров (из д. Лисье), помощником ему из д. Требушиной крестьянин Ефим Стефанович Котков. Сбор денег производился до 1900 года.
15 мая 1895 года в Лисье прибыл Тобольский епархиальный архитектор Цинке, который осмотрел местность, составил акт о разрешении строительства: «Место находится на совершенно свободной половине, с юго-восточной стороны от деревни Лисьей напротив озера, около 150 саженей от берега и от настоящего уровня воды в 250 саженях».
Полностью церковь была построена в 1900 г. Об этом свидетельствует рапорт благочинного Петра Бурова в Тобольскую Духовную консисторию: «Постройка каменной церкви в д. Лисьей Кривин-ской волости окончена. И посему прошу покорнейше Тобольскую Духовную консисторию командировать епархиального архитектора для осмотра и приёма». Началась роспись храма. Эту работу взял на себя Лазарь Моисеевич Ющенко.
22 апреля 1903 г. храм был освящён, и начались теперь уже в селе Лисьем праздничные и воскресные богослужения. Всего в приходе был 871 двор, прихожан мужского пола 2396 человек, женского – 2384. Церковной земли – усадебной 2 десятины, пахотной – 66 десятин. Церковный капитал составлял 1439 рублей. Штат: священник, дьякон, псаломщик. Жалованье первого 300 рублей, второго – 150, третьего – 100. Для всех имелись дома. При церкви были открыты школы – церковно-приходские в с. Лисьем и д. Баксары, министерская в д. Требушиной. Церковь находилась от Тобольска в 500 верстах, от уездного города – в 100. Материал был взят из Курганского облгосархива, поэтому написание деревень сохранено.

День сегодняшний

Что только не пришлось пережить церкви! Однажды село горело. Пожар дошёл как раз до неё. Затем междоусобицы, граждан-ская война, колчаковцы. Одно время здание было превращено в зерносклад. Во время Великой Отечественной в пристрое церкви была оборудована столовая для ленинградских ребятишек. Последнее время здание церкви занимал сельский клуб.
В 1954 году, когда я приехала в село, на церкви еще сохранялись кресты. Она действительно расположена в удобном месте. В какую бы глубь леса ты ни зашёл, сияние церковных крестов выведет тебя на дорогу. Но потом некоторым «умным» головам они помешали. Жители были против сноса крестов. Но у нас ведь как повелось: низы не хотят, а верхи не желают. Сбросили кресты, а позже увезли из села. И только в 2003 году вновь заговорили о восстановлении храма.
Группа активистов выпустила ряд календарей для жителей, началось движение по сбору средств-пожертвований, пригласили священника, освятили храм. В 2006–2007 годах был выделен 1 миллион рублей и приведён в порядок один купол, восстановлен крест. А работы – непочатый край.

Наши предки-священники

Посильный вклад в дело восстановления храма вложил и наш сын Андрей. Дело в том, что со стороны моего мужа предки были священниками. Отец свёкра – Парфений Никандрович Кремлёв (1861–1921 гг.) после окончания Тобольской духовной семинарии служил дьяконом в сельской церкви Мартино, потом в Б. Курейном Лопатинского района, где и похоронен. Однажды в 90-е годы мы побывали у него на могиле, а вскоре в газете «Советское Зауралье» появилась небольшая публикация о том, как пытались разрушить церковь (трижды, пока не возмутились сами жители) и как был выкопан гроб с телом на территории церкви. Речь идёт о Б. Курейном. Парфений Никандрович был добрым, отзывчивым, пользовался уважением прихожан, своих дочерей готовил к учительской работе. Об этом говорит такой факт. Когда Курейное захватили колчаковцы (а к этому времени Парфения Никандровича уже не было в живых, он умер от холеры), жители попрятали его жену и их шестерых детей по квартирам.
Отец свекрови – Данил Евдокимович Кибяков (1877–1937 гг.) –тоже священник. Его судьба вообще интересна. Родился в Татарии в д. Алан-Полянка Казанской губернии. Родителей рано не стало, жил на попечении старшего брата. Учитель сказал брату, что Данил всё схватывает на лету, и тот отправил его учиться в Казань. Работал учителем в школе, преподавал закон Божий. Проработал учителем, а потом и директором 20 лет. В 1913 году Россия отмечала 300-летие дома Романовых. У школьников обнаружили крепкие знания, а кроме того, при школе был сад, огород. Детей кормили. В школе был прекрасный хор. И за всё это Данил Евдокимович был поощрён и послан в духовную семинарию, после окончания которой его направили священником в Макушинский район. Даже в гражданскую войну избежал ареста за свою доброту к прихожанам и за то, что две его дочери обучали крестьянских ребятишек. Однако 23 ноября 1937 года был арестован по доносу. Его младшая дочь – Антонина Даниловна Ковязина (проживает сейчас в Кургане) – вспоминает, что в тюрьме целый год от них принимали передачи, и лишь позже в газетной статье «Перед Россией не виноваты» они прочитали: «Кибяков Данил Евдокимович, священник в с. Мартино, арестован 23.11.1937 г. по обвинению в антисоветской пропаганде, казнён 22.12.1937 г.». Ровно через месяц! Вот такова судьба многих церквей и их служителей.
Жители с. Лисье надеются, что восстановление церкви Святой Троицы будет доведено до конца. Засияет в солнечных лучах и второй купол. Надеждой живём

 
< Пред.   След. >
О проекте
Ход проекта
Фотографии
Видео о газете НОВЫЙ МИР
Дать объявление
Пригласить журналиста
Задать вопрос специалисту
Связаться с редакцией
Отдел рекламы
РОСТО (ДОСААФ)
Бахтиёр Туйчиев
Как родить здорового ребенка
Праздник, помноженный на два
Неслучайные встречи
Закон новый, полис старый
Каким видом спорта
Подарки детям
Зауральская потребкооперация
Золотые перчатки
Художник
В Лебяжье
В Альменево
Греция ждёт
Жертвы телевидения
Память в огне
Дать человеку удочку
Газета в жизни моей
Государственная регистрация
Что скрывают
Как «Аванс» Москву покорял
Центр откроется в следующем году
Ориентир на клиента
Итог или продолжение
Волонтёры
На случай временной нетрудоспособности
Это будет совсем другой город
На крутых горках Куртамыша
Одаренный странник
Как стать волшебницей
Трансграничная преступность
Рваный рубль
Новый завод
Автомобильные шины
Зелёная планета
Овации
Здравствуй академия
Капустницы
В каких случаях
Профессия, которой нет важней
Задай вопрос специалисту
Как провести новогодние каникулы с пользой?
 
Поиск людей
Фоторепортажи
Правительство Курганской области

Курганская областная Дума


Горячие линии Зауралья

Главные сайты Зауралья



Интеллектуал Зауралья

Молодежное правительство Курганской области

<

Лента новостей:
 Новости региона Новости сайта
Архив месяца: